Размер шрифта:
А А А
Цвет фона:
Ц Ц Ц
Изображения: Вкл
Монохромный режим: Выкл

Лица Победы Института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации



Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии, омбудсмен стал осуществлять надзор за администрацией от имени парламента, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 года.

Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

В Российской Федерации идея учреждения института уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР.

Следующим шагом по введению должности российского уполномоченного (омбудсмена) стали статьи 45 и 103 Конституции Российской Федерации (принятой в 1993 году).

Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России, а статья 103 наделяет парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека.

Принципиальное значение для становления института Уполномоченного по правам человека сыграл Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Закон определяет статус уполномоченного, его компетенцию и порядок назначения и освобождения от должности и предусматривает независимость и неподотчетность уполномоченного каким-либо государственным органам и должностным лицам. Законом также предусматривается учреждение региональных уполномоченных в субъектах федерации.

Фактическая реализация его законодательных установлений началась после избрания 22 мая 1998 г. Государственной Думой на эту должность депутата доктора юридических наук, профессора О.О. Миронова – первого Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ.

Преемником О.О. Миронова в 2004 году стал В.П. Лукин, доктор исторических наук, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США. По предложению Президента Российской Федерации, Лукин был повторно назначен на должность уполномоченного в 2009 году. В связи с истечением срока полномочий покинул пост в начале 2014 года.

18 марта 2014 г. на должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначена Э.А. Памфилова – известный российский политический, государственный и общественный деятель, 3 марта 2016 г. указом Президента Российской Федерации назначена членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, 28 марта 2016 г. избрана Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

22 апреля 2016 г. депутаты Государственной думы проголосовали за назначение Т.Н. Москальковой на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 22 апреля 2021 г. назначена Государственной Думой на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на второй пятилетний срок.

За период становления института его узнаваемость и рейтинг доверия существенно умножились, повысилась эффективность реализации полномочий по всем основным направлениям деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.


Проект «Лица Победы» собрал для ознакомления семейные истории участников этих событий.

а
б
в
г
д
е
ё
ж
з
и
к
л
м
н
о
п
р
с
т
у
ф
х
ц
ч
ш
щ
ы
э
ю
я
Показывать по:
12
6
12
24
36