В 1922 году, окончив 1 ЛМИ, Ольга Ивановна привлекла к себе внимание маститого ученого, возглавлявшего кафедру акушерства и гинекологии, академика К. К. Скробанского. С тех пор всю свою яркую научную, педагогическую и лечебную работу она посвятила этой клинике.
Человек высокой культуры, глубоких знаний, самоотверженного увлечения работой, человек удивительной скромности, она все, что могла и знала, передавала своим многочисленным ученикам. Недаром можно было слышать такие разговоры студентов: «К какому ассистенту попала группа?» - «К Топчиевой» - «Как вам повезло! Счастливые. Хотя говорят, что она очень, очень строгая».
Авторитет ее в институте и за пределами его был огромен. Неоднократно в Ленинград к Ольге Ивановне приезжали врачи из Мурманской области, Карельской АССР, Прибалтики, чтобы ознакомиться с её работами.
Многие не знали, что Ольга Ивановна, кроме всего, еще и отлично рисовала. Не отрываясь от преподавательской и научной работы, в течение двух лет она оформляла рисунки для учебников в период подготовки их к изданию профессором К.К. Скробанским («Акушерство и гинекология»),
Ночью 22 июня 1941 года Ольга Ивановна была призвана в армию и получила назначение старшим хирургом в военно-полевой госпиталь, котором она и работала все годы войны, включая и Дальний Восток. Первую операцию ей довелось сделать чуть ли не в первый день войны. И с тех пор редкий день она не сталкивалась лицом к лицу со смертью.
Об одном таком случае писали в газете «Врага на штык!» от 8 марта 1943 года. Однажды в госпиталь привезли раненого Коновалова. Опытные врачи не взялись за тяжелого пациента, а Топчиева шесть часов вместе с военным врачом Заболоцкой резала, сшивала, вновь резала и вновь сшивала недвижное тело офицера. К вечеру раненого положили в палату, а она пошла передохнуть. Но среди ночи поднялась, оделась и тяжелой поступью пошла к раненому, села к его изголовью… Целый месяц Ольга Ивановна пробуждала в страдающем, обезволенном муками, теле страстную волю к жизни. «Ты должен жить, обязательно жить», - говорила она ему. И когда в одну из ночей он в ответ на это сказал слабо, еле шевеля губами: «Да!». Она поняла, что и на этот раз выиграла бой.
Война для Ольги Ивановны окончилась в январе 1946 года, когда ее демобилизовали. Она сразу же вернулась в свою родную клинику, где продолжала работать. Свой опыт обобщила в трех монографиях.
Источник - Медицинский полк Музея ПСПбГМУ им. ак. И.П. Павлова.