Русский и советский живописец, которого часто называют «художником русской зимы». Вел активную общественную деятельность по популяризации искусства, внёс большой вклад в реставрацию и сохранение культурного наследия страны.
Во время Великой Отечественной войны Игорь Грабарь находился в эвакуации на территории Грузии. В 1942 году был назначен на должность руководителя комиссии по учёту и охране исторических памятников.
В начале 1943 года выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счёт конфискации произведений из музеев Германии и её союзников. Возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. В том же году он стал директором Всероссийской Академии художеств и Института живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Осенью 1944 года под его руководством был создан Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры при Отделении истории и философии АН СССР (ныне Государственный институт искусствознания). До конца своей жизни возглавлял этот коллектив учёных, задачей которого стала подготовка многотомного издания «История русского искусства» (1954—1962). До последних дней жизни Грабаря составление и редактирование «Истории» оставалось его основной заботой.
Этот замечательный художник долгое время жил на Домодедовской земле, в имении Николая Мещерина – усадьбе Дугино. Здесь в полной мере проявилась одна из знаковых для его живописи тема – снег. Сам художник говорил, что самый интересный для него пейзаж – зимний.
Лица Победы. Культура.