Размер шрифта:
А А А
Цвет фона:
Ц Ц Ц
Изображения: Вкл
Монохромный режим: Выкл

Баранов
Степан Иосифович

1915 г. -
Степан Баранов до войны проживал на Украине в Черниговской области. После окончания пяти классов сельской школы он пошел учиться в Козелецкий сельхозтехникум. Окончив его в 1935 году, Баранов стал работать агрозоотехником в районном участке. В 1936 году его призвали на действительную военную службу в ряды Красной Армии. В 1938 году красноармеец Баранов поступил учиться в Вольское военное авиационное училище и посвятил свою жизнь военной службе. В 1940 году он окончил училище и стал офицером - воентехником II-гo ранга (т.е. на петлицах гимнастерки носил два кубика). Его направили для прохождения дальнейшей службы в качестве авиационного техника в формировавшейся в г. Подольске 133-й истребительный авиационный полк. Вскоре полк был перебазирован не Кавказ к Черному морю. На вооружении полка были истребители И-153, или как их окрестили в армии - "чайки". "Задача авиатехника, - рассказывает Баранов, - это готовить материальную часть самолета к полетам и содержать самолет в полной боевой готовности, а в военное время также производить восстановительные работы, в которых нуждались истребители после воздушных боев". Война застала Баранова на побережье Черного моря в г. Сухуми, где в это время находился 133-й истребительный авиационный полк. Летный состав полка уже летом 1941 года вел бои, с прорвавшимся сюда, воздушным противником. "Чайки" поднимались е воздух и прикрывали объекты Черноморского побережья от налетов фашистских бомбардировщиков. "В ноябре 1941 года, - вспоминает Баранов - наш полк получил приказ на прикрытие кораблей Черноморского флота и частей 51-й армии, которые отходили к Керченскому проливу, а потом переправлялись на Таманский полуостров. Полк базировался в это время в Анапе. В феврале 1942 года, когда наши войска снова овладели Керченским полуостровом и вели бои за Феодосию полк перебазировался под Феодосию. Летчики полка вели воздушные бои с превосходящими силами противника, авиация которого господствовала в воздухе. Полк нес большие потери в технике и людях, но наносил врагу ощутимый урон. Соколы наши помогали также партизанам, действующим в горах Крыма." В мае 1942 года войска Крымского фронта (47-я, 51-я и 44 армии) снова оставили Крым и переправились через Керченский пролив на Тамань. Авиация противника ожесточенно бомбила переправы. В этих условиях провести эвакуацию организованно не удалось. Потери возросли. В течение мая Крымский фронт потерял более 176 тысяч человек. Неудача эта во многом объясняется тем, что командование фронта не сумело организовать взаимодействие между армиями, между наземными и воздушными силами, утратило возможность управления войсками. За допущенные ошибки, которые вылились в большие потери, Ставка сняла своего представителя - армейского комиссара 1-го ранга Мехлиса с поста заместителя Наркома обороны и понизила его в. воинском звании. Командующий фронтом Козлов тоже был снят с занимаемого песта и понижен в звании. "На Керченском полуострове, - вспоминает Баранов, - немцы прорвали оборону 44-й армии и стали преследовать наших пехотинцев. Через взлетную полосу аэродрома отходили наши солдаты. Мне пришлось ускорить ремонт самолета. Я пошел на риск и стал производить сварку опорных стальных кронштейнов крепления дюралюминиевого бензобака, не снимая последнего. Малейшая неосторожность и мог произойти взрыв всего самолета, но другого выхода не было. Если бы все делать по инструкции, то надо было слить горючее, демонтировать центроплан и снять бак. Потребовалось бы на это двое суток, а их не было. Через пятнадцать минут самолет ушел на боевое задание". Летом 1942 года полк, в котором служил Баранов, пополнился людьми и новой техникой. На вооружение поступили новые самолеты ЯК-7б. В сентябре 1942 года полк был переброшен на Калининский фронт и базировался в Калинине, а потом в Старой Торопе, прикрывая наземные войска фронта от воздушного противника. "Летом 1943 года, - вспоминает Баранов, - полк снова получил новую технику - истребители ЯК-7т и ЯК-3 и был перебазирован на Курскую дугу под Поныри. Он вошел в состав 16-й воздушной армии, которой командовал генерал Руденко. Армия действовала на Центральном фронте. Летчики полка участвовали в сражениях с воздушным противником на северном фасе Курской дуги". Задолго до перехода противника в наступление здесь началась борьба за господство в воздухе. Боевым успехам летчиков в огромной степени содействовал своей самоотверженной работой технический состав. Инженеры и техники, механики и мотористы, оружейники и прибористы проявляли исключительное мужество и трудовой энтузиазм. Они перекрывали все нормативы по подготовке самолетов к боевым вылетам. "Нам приходилось делать как крупный, так и мелкий ремонт, - говорит Баранов, - начиная от повреждения обшивки самолета до замены отдельных узлов и двигателя. Особо много усилий и силы воли требовалось проявить, когда мы работали зимой при 35-40 градусном морозе - с трудом заводились двигатели самолетов. У советских летчиков выработались правила ведения боя. Первое - береги товарища, если ему угрожает опасность, незамедлительно иди на помощь. Второе - не уходи из района действий до тех пор, пока не соберутся все. Уход с поля боя поодиночке неизбежно ведет к неоправданным потерям". 15 июля 1943 года началось наступление войск Центрального фронта. Летчики 133-го полка совершали боевые вылеты в сторону Орла и Мценска, осуществляли авиационную поддержку и сопровождение наземных войск. 18 августа 1947 г. был ликвидирован весь орловский плацдарм противника. Летом 1944-года Баранов участвовал в боях по освобождению Белоруссии - в операции "Багратион". 133-й авиаполк освобождал Минск, Барановичи и получил почетное наименование "Барановического", был награжден орденом Красного Знамени. Затем боевой путь Баранова проходил через Польшу и Германию. 133-й полк в составе 16-й воздушной армии участвовал в разгроме берлинской группировки. Истребители, которые готовил к вылетам Баранов, сражались в берлинском небе с "Фокке-Вульфами-190". В воздухе здесь появлялись необычные спаренные самолеты. Фашисты стали подвешивать "Юнкерсы" под "Фокке-Вульф-190", как гигантские бомбы и направлять эти самолеты-бомбы на переправы через Одер. Под Берлином Баранов закончил свой боевой путь. За период службы в полку он обеспечил 1050 боевых самолетовылетов с общим налетом их около 800 часов при безотказной работе материальной части, за что был награжден орденом Красной Звезды и двумя медалями "За боевые заслуги". После войны Баранов продолжал служить в полку, который дислоцировался в Германии под Штеттином и был начальником строевой части полка. В 1951 году Баранов был переведен в Туркестанский военный округ в 38-ю истребительную дивизию, в которой прослужил начальником отдела кадров до 1960 года. В связи с сокращением Вооруженных Сил он был уволен из рядов Советской Армии в звании подполковника. После увольнения Степан Иосифович вернулся в Москву и стал работать помощником директора по кадрам автобазы Моссовнархоза. В 1962 году он перешел работать техником в Центральную автобазу Министерства обороны, а в 1964 году поступил работать в НИЭМ (ныне НИЦЭВТ) контролером ОТК, затем техником в отдел № 209. Награжден медалью "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина." Источник - АО "НИЦЭВТ" (Госкорпорация Ростех)