
Вашкевич
Михаил Николаевич
1918 г. - …
До войны Михаил Вашкевич, окончив семь классов сельской школы, пошел учиться в школу ФЗО. Получив специальность слесаря-инструментальщика 4 разряда, он стал работать на станкостроительном заводе им. Кирова г. Минска.
В 1939 году Вашкевича призвали в ряды Красной Армии и направили служить в 231-й отдельный танковый батальон башенным стрелком. Когда началась война с белофинами в 1939 году, Вашкевич стал разведчиком 109-го отдельного батальона 86-й стрелковой дивизии. Он принял участие в войне с Финляндией на Карельском перешейке в составе 7-й армии, которой командовал командарм 2 ранга Мерецков. "Это были тяжелые зимние бои - вспоминает Вашкевич. - На Карельском перешейке финны создали мощную систему укреплений, так называемую линию Маннергейма, которую нашим частям пришлось преодолевать".
К началу Отечественной войны 86-я стрелковая дивизия, ставшая Краснознаменной, дислоцировалась на границе с Польшей в Белостокской области БССР. "За два дня до начала войны - вспоминает Вашкевич, - в районе нашего расположения переплыл Буг перебежчик, который сообщил нашему командованию день начала войны. Большинство воинов дивизии участвовало в войне с Финляндией. В 4 часа 22 июня 1941 года, когда еще только близился рассвет, во всей приграничной полосе 10-й армии неожиданно, как гром среди ясного неба, загремела канонада. Артогонь обрушился на соединения и части, расположенные поблизости от границы. Понеся большие потери, дивизия вынуждена была отойти на вторую полосу обороны, и, зарывшись в землю и замаскировавшись, стала отражать атаки фашистов и наносить ему большие потери".
Немецкие войска, наткнувшись на сильное сопротивление, стали обходить 10-ю армию. 26 июня они вышли ей в тыл, к Барановичам, а 27 июня к реке Березине. 86-я дивизия, где служил разведчиком на бронемашине БА-27 Вашкевич, вела бои под Волковыском, в сущности, уже в окружении.
Вашкевич на бронемашине, выполняя задачи по разведке противника, попал под бомбежку, броневик был поврежден. В расположение дивизии был выброшен десант противника. В завязавшейся жаркой схватке с врагом дивизия была разбита, а оставшиеся в живых стали выходить из окружения группами. Пробираясь лесами на восток, Вашкевич дошел до бобруйских лесов. "Наступили мучительные дни блужданий и голода, - вспоминает Вашкевич. - Больше недели я ничего на брал в рот и вскоре заболел дизентерией, поэтому решил идти к родным в Минскую область. Болезнь в пути в д. Голяны меня приковала к постели, где я более месяца проболел. Старик-пчеловод выходил меня и поставил на ноги. Когда я добрался до своей деревни Михалковичи Коренского сельсовета, то узнал, что фашисты расстреляли моих школьных друзей Ковалевского, Шуляка и других. Я занялся подпольной работой, организовал боевую работу комсомольской организации, был связным партизанского отряда "Большевик". Отряд этот вырос в бригаду. Я был переведен в нее, был заместителем командира взвода. Бригада базировалась в Логойском районе Минской области, что в 20 км. от д. Хатынь. Мы устраивали засады, организовывали диверсии, минировали дороги, добывали ценные сведения. Фашисты не могли свободно передвигаться по дорогам, поэтому лютовали, уничтожали мирное население. Весной 1944 года они провели большую операцию по разгрому партизанских отрядов в Белоруссии, в которой участвовало до 10-и дивизий. Фашисты окружили полукольцом партизан и стали теснить их на восток к р. Березине, где они выставили заставу. Наша бригада отошла к болотам "Полик". На этом участке командование создало ударную группировку и организовало прорыв кольца окружения. В операции участвовало более 5 тысяч партизан. Атака была стремительна, бой был коротким. Мы вышли из окружения с малыми потерями."
Через несколько дней, 3 июля 1944 года, партизаны соединились с частями Красной Армии, наступавшими на Минск. Осенью 1944 года Вашкевич снова в ее рядах. Его поставили наводчиком орудия 57-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона (ОИПТД) 52-й гвардейской стрелковой дивизии. Он принял участие в январских 1945 г. боях по освобождению Варшавы и Польши. Весной он сражался в Померании, где в одном из боев уничтожил два танка и один подбил. За это он был награжден орденом Славы III ст., стал мл. сержантом, командиром орудия. В апреле дивизия была переброшена на р. Одер и участвовала в составе 3-й ударной армии генерала Кузнецова в Берлинской операции. Орудие Вашкевича вело огонь прямой наводкой по огневым точкам врага, сопровождало огнем и колесами пехоту.
21 апреля 1945 года дивизия вступила в пригороды Берлина и прорвала внутренний обвод его обороны.
"За день до штурма Берлина, - вспоминает Вашкевич-, стрелковый полк нашей дивизии с приданным ему нашим ОИПТД получил боевую задачу: захватить в тылу врага мост через канал. Ночью осторожно проселочными дорогами через леса в сопровождении проводников-немецких коммунистов мы достигли моста. Утром по сигналу красной ракеты начался бой за мост. Наши 76 мм пушки открыли беглый огонь по противнику. Стремительным броском пехота достигла моста. Завязалась рукопашная схватка. Были захвачены пленные, среди которых было много пьяных. Им подбросили подкрепление на машинах. Наш дивизион открыл огонь по машинам и уничтожил их. Оставшиеся в живых фрицы поползли к мосту, а у нас кончились боеприпасы. К счастью, в это время подошли наши части. Вперед вырвались два танка. Один, к сожалению, подорвался на мине недалеко от нас, но второй сумел проскочить мост. За ним по мосту пошла техника и пехота дивизии. Штурм Берлина был стремительным несмотря на сильный огонь противника. Наша дивизия вошла в город с севера. В уличных боях были тяжело ранены командир дивизиона и командир второго орудия, а я отделался царапинами. Особенно тяжелым боем для нашего расчета был бой в последний день войны, когда окруженная немецкая группировка пыталась вырваться из Берлина. У нас не хватало снарядов, их подвозили нам на танках. В этом последнем бою погибли мои товарищи: водитель тягача и заряжающий, а наводчик был тяжело ранен, остальные получили легкие ранения. Оставшиеся в живых продолжали вести бой. К утру 2 мая фашисты прекратили огонь, наступила неожиданная для нас тишина. От лейтенанта мы узнали, что немцы капитулировали и настал мир".
После окончания войны Вашкевич находился в рядах Вооруженных Сил еще год. В 1946 году его демобилизовали, и он уехал в Минск, где стал работать на старом месте, на заводе им. Кирова фотографом. В 1970 году Михаил Николаевич переехал в Москву и поступил работать на радиозавод. В 1972 году он перешел работать в НИЦЭВТ в 31 отдел фотографом. Вел общественную работу, будучи редактором стенгазеты отдела. Являлся ударником коммунистического труда.
Источник - АО "НИЦЭВТ" (Госкорпорация Ростех)