Размер шрифта:
А А А
Цвет фона:
Ц Ц Ц
Изображения: Выкл
Монохромный режим: Выкл

Боровков
Евгений Михайлович

1925 г. -
Женя Боровков до войны проживал в Москве и учился в средней школе. В 1940 году после окончания семи классов он по собственному желанию перешел учиться в Московскую специальную артиллерийскую школу № 2, которая находилась на Кропоткинской улице. В этой школе учились и окончили ее в 1940 году сын М. В. Фрунзе - Тимур Фрунзе и сын И. В. Сталина - Василий Сталин. С Женей Боровковым в одном классе учился также сын Маршала Советского Союза Л. А. Говорова - В. Говоров, который в последствии являлся командующим войсками Московского военного округа. Осенью 1941 года, когда немецкие войска подходили к столице, спецшкола была эвакуирована в Кемеровскую область, в г. Ленинск-Кузнецкий. В 1944 году Боровков закончил учебу. Военно-воздушному флоту требовались образованные кадры и в марте 1944 года в спецшколу прибыла комиссия штаба ВВС Сибирского военного округа для отбора кандидатов в авиационные училища. "Нам предложили, - вспоминает Боровков, - пойти учиться в летное училище, и мы согласились. Направили нас в школу младших авиационных специалистов, в г. Красноярск". В октябре 1944 года Боровков закончил эту школу, ему было присвоено воинское звание сержанта, и он был направлен в Действующую армию. Прибыв на 1-й Белорусский фронт в 16-ю воздушную армию, которой командовал генерал С. И. Руденко, он был зачислен в 57-й полк 221-й бомбардировочной авиационной дивизии (БАД). Полк базировался в Польше, в местечке Радзыни. "Полком командовал подполковник Красноглазов, а дивизией - полковник С. Ф. Бузылев, - рассказывает Боровков. Меня определили стрелком-радистом в экипаж бомбардировщика А-20ж. Полк был укомплектован американскими самолетами "Бостон". Это двухмоторные бомбардировщики, экипажи которых состояли из четырех человек. Вооружены они были четырьмя крупнокалиберными пулеметами и несли бомбовую нагрузку до 1600 кг при дальности полета без заправки до 2000 км". Боровков принял участие в Висло-Одерской операции, которая началась 14 января 1945 года. 16-я воздушная армия располагала 330 дневными бомбардировщиками. Для авиационной подготовки наступления наших войск на пулавском плацдарме привлекалась и 221-я БАД. "Первый мой боевой вылет, - вспоминает Боровков, - был на Варшаву. Наша эскадрилья из 9 самолетов получила задачу разрушить мост, который соединял Варшаву с ее пригородом - Прагой. Под прикрытием истребителей эскадрилья под командованием майора Абазадзе за 70 км до Варшавы снизилась на высоту 300 метров и заходом с запада вышла на цель, удачно отбомбилась и без потерь вернулась на аэродром. В последующем мы поддерживали действия наступавших наземных войск и наносили бомбовые удары по сосредоточению бронетанковых войск, по колоннам, по артиллерийским позициям в районе городов Опочно, Петроков, Лодзь, Тамашу в, производили налеты на аэродром в г. Альтдамм и железнодорожные узлы Штаргард, Шнейдемюль и Штеттин. Сильный воздушный бой произошел над аэродромом Альтдамм. По данным разведки было известно, что на этом аэродроме базируются эскадрилья связи и транспортная авиация. Оказалось - не так. Еще до выхода к цели нас встретили 26 истребителей противника ФВ-190, а когда мы были над целью, к этой группе присоединилось еще десять "фоккеров". Нашим "истребкам" пришлось таким образом отражать атаку почти сорока истребителей. Полк потерял в бою девять самолетов из 27 принимавших участие в налете, в том числе был подбит один самолет нашей эскадрильи. Несколько пробоин получил и наш самолет. Боевая задача была выполнена - аэродром был выведен из строя. Три наших летчика со сбитых самолетов сумели выйти из окружения и вернуться в полк. В феврале 1945 года во время налета на Штеттин наша эскадрилья попала под сильный заградительный огонь зенитных батарей противника. Они открыли его как из малокалиберных, так и из крупнокалиберных орудий, но мы сумели все-таки выполнить задание и благополучно вернуться на аэродром. Когда мы вернулись, то насчитали 156 пробоин в самолете, а мой комбинезон был изрешечен осколками и полевая сумка пробита. Я был легко контужен." За проявленную отвагу и мужество в этом бою Боровков был награжден медалью "За отвагу". За участие в боях по освобождению Польши и города Варшавы ему была вручена медаль "За освобождение Варшавы". 16 апреля 1945 года началась Берлинская операция. Еще до рассвета авиация и артиллерия фронта обрушила свой удар на оборону врага. 57-й авиационный полк базировался на аэродроме в Крейзинге (г. Познань). Боровков совершал боевые вылеты и наносил бомбовые удары по укреплениям Зееловских высот, по артпозициям и механизированным колоннам. Два раза его эскадрилья производила налет на Франкфурт на Одере и бомбила Магдебург и Берлин. "Во время выполнения одного задания, - вспоминает Боровков, - когда мы выходили на Зееловские высоты, произошел такой случай. Наш самолет был ведущим, а эскадрилья имела боевой порядок треугольником. Одному "мессеру" удалось настичь эскадрилью и зайти в хвост нашего самолета. Я хорошо видел лицо фашистского летчика и у меня мелькнула мысль, что он выпустит сейчас очередь по нашему самолету. Но немец почему-то не стрелял. Не мог и я открыть огонь, так как киль нашего самолета не позволял мне прицелиться. Тогда я сигналом попросил пилота: "Нос вверх", после чего смог выпустить очередь по "мессеру". Но немец успел увернуться, не сделав ни одного выстрела. Почему он не стрелял, я до сих пор не мог понять. Наверное, подвела техника". В апреле 1945 года 57-й авиаполк был перебазирован на аэродром вблизи Франкфурта на Одере. Это был полевой немецкий аэродром и с него Боровков поднимался в воздух на выполнение боевых заданий. 30 апреля 1945 года он совершил последний боевой вылет на Берлин. "На этом аэродроме, - вспоминает Боровков, - я и встретил День Победы. Еще до объявления Советского информбюро о капитуляции немцев, соседний штурмовой авиаполк в ночь на 8 мая открыл стрельбу в честь Победы. Наш полк был поднят по тревоге, услышав эту стрельбу, а когда узнал причину, тоже салютовал - стрелял из всех видов стрелкового оружия. Было и радостно, и грустно, немало наших летчиков положили свои жизни на алтарь Победы". После войны 57-й авиаполк был перебазирован на аэродром под г. Торгау. Там он находился до января 1946 года, а затем его вывели в Советский Союз, в г. Запорожье. Там полк получил новую технику - бомбардировщики Ту-2. В 1948 году, когда расформировался 57-й авиаполк, старший сержант Боровков был направлен для прохождения службы в 368-й бомбардировочный авиаполк Закавказского военного округа, в котором на вооружении были бомбардировщики Пе-2 и Ту-2. Прослужив там до сентября 1950 года, Боровков был уволен из рядов Вооруженных Сил. Вернувшись в Москву, он стал работать техником в СКБ-245 и одновременно учиться в Московском энергетическом институте. Окончив институт в 1957 году, Евгений Михайлович стал работать инженером в этом же бюро, которое впоследствии было преобразовано в НИЭМ. В 1968 году на базе НИЭМ был создан НИЦЭВТ и Боровков стал работать в нем начальником лаборатории, а за тем начальником сектора отделения № 17, за трудовые успехи награжден медалью "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина". Источник: АО "НИЦЭВТ" (Госкорпорация Ростех).