Размер шрифта:
А А А
Цвет фона:
Ц Ц Ц
Изображения: Вкл
Монохромный режим: Выкл

Раскова
Мария Михайловна

28.03.1912 г. - 04.01.1943 г.
г. Москва
Марина Михайловна Раскова, выпускница средней школы № 32 города Москвы, завершила обучение в Московской консерватории и прошла практику в лаборатории анилинокрасочного завода. В апреле 1929 года она вышла замуж за инженера данного предприятия Сергея Ивановича Раскова. С октября 1931 года Раскова работала лаборанткой в аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, а затем была назначена штурманом в Черноморскую аэрографическую экспедицию. В 1934 году она экстерном окончила Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота и продолжила трудовую деятельность в Военно-воздушной академии в должности инструктора-летнаба. В том же году Раскова завершила обучение в школе пилотов на аэродроме Тушино и с осени 1935 года занимала должности инструктора по «слепым» полётам и преподавателя штурманского дела на курсах усовершенствования начальствующего состава Военно-воздушной академии. В 1937 году она в качестве штурмана участвовала в достижении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12, а в 1938 году — в установлении трёх мировых рекордов дальности на гидросамолёте МП-1. 24–25 сентября 1938 года Раскова в составе экипажа самолёта АНТ-37 «Родина» под командованием Валентины Степановны Гризодубовой и второго пилота Полины Денисовны Осипенко совершила беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток (село Керби), протяжённостью 6450 км по воздушной линии и 5910 км по прямой, который продолжался более 26 часов. В ходе перелёта был установлен женский мировой рекорд дальности полёта. Экипаж планировал продолжить путь до Комсомольска-на-Амуре, однако из-за нехватки топлива вынужден был совершить посадку в тайге без выпуска шасси. В результате вынужденной посадки возникла угроза повреждения кабины штурмана, и по приказу Гризодубовой Раскова была вынуждена покинуть самолёт с парашютом. В течение десяти суток она находилась в тайге, имея при себе только две плитки шоколада. Впоследствии самолёт АНТ-37 «Родина» был спасён и перегнан в Комсомольск-на-Амуре, где использовался в годы Великой Отечественной войны. За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, 2 ноября 1938 года Марине Михайловне Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В октябре 1941 года, с одобрения Ставки Верховного Главнокомандования и при поддержке Центрального комитета ВЛКСМ, в городе Энгельсе была сформирована авиагруппа из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), который получил неофициальное название «Ночные ведьмы». Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка, который первоначально был укомплектован устаревшими самолётами Су-2, снятыми с производства. Для решения вопроса о перевооружении полка Раскова обратилась к Народному комиссару авиационной промышленности А. И. Шахурину. Вскоре полк одним из первых получил новейшие бомбардировщики Пе-2, первые 20 из которых прибыли в часть в июле 1942 года. Во время Великой Отечественной войны 587-й бомбардировочный авиаполк был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова авиаполк, а 588-й ночной бомбардировочный полк — в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный Таманский Краснознамённый ордена Суворова авиаполк. 22 ноября 1942 года Раскова доложила командующему ВВС Приволжского военного округа о готовности 587-го бомбардировочного авиаполка к боевой работе. В начале января 1943 года полк вылетел на фронт под Сталинград. 28 декабря 1942 года Раскова на самолёте УТ-2 вернулась на аэродром, где находились её Пе-2 и два экипажа 1-й эскадрильи. В связи с неисправностью их самолётов, она решила дождаться их ремонта и лично проконтролировать отправку на фронт. Из-за неблагоприятных погодных условий экипажи Расковой, Губиной и Ломановой смогли вылететь только 4 января 1943 года. В пути группа попала в густую облачность. В 17:56 Раскова дала сигнал на пробивание облаков и первой вошла в них. Самолёту Губиной удалось успешно приземлиться на правом берегу Волги. Экипаж Ломановой днём 5 января вышел к деревне Ищейкино, а вечером того же дня в соседнюю деревню отправился весь экипаж Ломановой. Утром 7 января 1943 года экипаж Губиной обнаружил на территории Саратовской области разбитый самолёт Расковой. Вместе с ней погибли штурман Хиль Кирилл Ильич, стрелок-радист Ерофеев Николай Николаевич и инженер полка Круглев Владимир Иванович. Тело Марины Расковой было кремировано, а урна с прахом с воинскими почестями захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. За годы жизни Марина Михайловна Раскова была награждена медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, нагрудным знаком «Заслуженный сотрудник НКВД», а также медалями. Её имя носит школа № 93 города Саратова, где более 50 лет функционирует Музей боевой славы, посвящённый трём женским авиаполкам периода Великой Отечественной войны. В Саратове установлен памятник Расковой, открытый 9 мая 1968 года, а в Энгельсе — памятник, установленный в 1953 году и отреставрированный в 2020 году. В 2020 году в Лётном городке города Энгельса был установлен новый памятник Расковой. В честь Марины Расковой названы посёлок Расково в Саратове, улицы и площади во многих городах бывшего СССР, включая Москву, Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, 125-й гвардейский Борисовский орденов Суворова и Кутузова пикировочно-бомбардировочный авиаполк, грузо-пассажирский пароход «Марина Раскова», пассажирский теплоход «Бригантина», транспортный рефрижератор и самолёт для тренировок штурманов. Источник - ГУК ТО "Тульское музейное объединение"