
Ярошко
Иван Лукич
12.02.1918 г. - 10.01.1945 г.
Мой прадедушка — Ярошко Иван Лукич — родился 12.02.1918 г. в станице Львовская Северского р-на нашего - Краснодарского края в многодетной крестьянской семье. Его отец — Ярошко Лука Фомич, а мать — Ярошко Ефимия Степановна.
После окончания в 1936 г. с отличием средней школы, он был призван в армию, в Черноморский военно-морской флот. По окончанию службы в 1938г. его, как отличника службы, направили учится в только что открывшееся Севастопольское высшее военно-морское училище.
В письмах к своим родным он писал, что учится он хорошо, имеет много друзей, а морская служба ему очень нравится. Поэтому, наверное на всех присланных им фотографиях родным и знакомым он всегда снимался только в морской форме курсанта.
Сохранилась еще одна из последних его фотографий, еще пока в форме курсанта, которую он успел прислать своим родителям и родному брату буквально за месяц до начала Великой Отечественной войны. В письме он обещал летом 1941 г. заехать на каникулах хотя бы на 1 – 2 дня. Но этого не случилось из-за начала войны.
Начало войны он встретил, окончив только третий курс училища. Но так как уже в первые дни войны г. Севастополь, как самая крупная военно-морская база на Черном море и место базирования наших кораблей, был подвергнут сильной бомбардировке немецкой авиацией, то в городе было объявлено военное положение, а курсанты училища были мобилизованы и распределены в основном в сухопутные войска. Иван Лукич также был зачислен в сухопутную часть, а далее воевал в морских десантных отрядах, вплоть до конца 1942 г. Лишь в середине 1943 г. он был переведен во флот и воевал на разных кораблях Черноморский флота.
Он был трижды ранен, лечился и опять воевал. Из очень редких писем и встреч с родственниками в г. Краснодаре, где он после ранения дважды (осенью 1941 г. и зимой 1944 г.) лечился в военном госпитале, известно только, что он воевал на разных военных кораблях и только в акватории Черного моря.
Самая последняя фотография была сделана уже во время войны в г. Батуми, в кругу друзей и старшего брата (моего прадедушки) — Ярошко Михаила Лукича, примерно в 1943 г. Ему было в то время 25 лет.
В Батуми они ремонтировали свои военные корабли, привозили в госпитали раненных бойцов, запасались боеприпасами и продуктами питания.
Остальные сведения о моем прадеде получены из воспоминаний моего дедушки (родного племянника Ивана Лукича), из поиска в Интернете, военно-морском архиве, прессы и поездки моих родителей к месту его захоронения в г. Одессу.
Так стало известно, что Ярошко И. Л. участвовал в защите и освобождении Крыма и побережья Краснодарского края у г. Новороссийска (в районе знаменитой «Малой земли»).
Из наградного листа (обнаруженного в Военно-морском архиве России) стало известно, что он в составе отряда моряков участвовал и непосредственно руководил захватом румынской канонерской лодки «Думитреску». Причем они доставили ее в исправном состоянии в наш порт — Севастополь, вместе с ее командой и вооружением. За это он был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Войну он заканчивал в звании ст. лейтенанта и должности помощника командира той же канонерской лодки, но переименованной в «Аракс».
Из военного архива и прессы стало известно о последних днях и даже часах его жизни и гибели. В январе 1945 г. канонерка «Аракс» прибыла из Севастополя в Одессу. Они перевозили несколько десятков специалистов-минеров для разминирования акватории порта г. Одессы, сплошь заминированной немцами минами разного типа. Моряки уже писали домой о скором возвращении. 10 января лодка пришвартовалась в Практической гавани и начала уже готовится к выходу в новый боевой поход. Но в 12 часов дня произошла трагедия. От длительной работы винтов их корабля сработала неконтактная немецкая мина. Под днищем раздался страшный взрыв и лодка, получив огромные пробоины, начала быстро погружаться в морскую пучину. Погибло 65 офицеров, старшин и краснофлотцев. Спаслось и выжило, к сожалению, только 5 человек команды.
Останки моряков были подняты со дна моря и торжественно захоронены: сначала на бульваре им. Фельдмана у Потёмкинской лестницы, а в июне 1947 г. перезахоронены на Слободском кладбище г. Одессы. Там же были установлены 3 обелиска из чёрного гранита, а в 1972 г. был установлен дополнительный скромный обелиск, на котором были высечены фамилии всех погибших членов экипажа «Аракса» со словами:
«… И, в звёздные дали взлетая,
Салют отдают корабли
Солдатам переднего края
Погибшим во славу земли!»
Фамилия моего прадедушки помещена на памятной стелле обелиска четвертой сверху с надписью
ст. лейт•т Ярошко И. Л. 1918
Из материалов прессы известно, что на 60-летие гибели канонерки «Аракс» (в 2005 г.) собирались ветераны Черноморского флота и, возможно, некоторые из пяти выживших моряков «Аракса».
Я помню и горжусь своим прадедушкой и очень мечтаю возложить цветы к его могиле.
Вечная слава и память защитниками и освободителям нашей любимой Родины!