Рукавицин (Рукавицын)
Михаил Петрович

24.09.1924 г. - 23.08.1945 г.
город Оренбург (с 26 декабря 1938 года по 4 декабря 1957 года город Чкалов)
Дата призыва: 01.09.1942 года. Место призыва: Кагановичский РВК города Чкалов (ныне Оренбург). Воинское звание: краснофлотец. Воинская должность: электрик подводной лодки Л-19 Тихоокеанского флота. Рукавицин (в некоторых документах Рукавицын) Михаил Петрович Родился 24 сентября 1924 года в городе Оренбург (с 26 декабря 1938 года по 4 декабря 1957 года город Чкалов). Русский. Из рабочих. Член ВЛКСМ с 1943 года. Комсомольский билет № 20649902. В РКВМФ был призван 1 сентября 1942 года Кагановичским РВК города Чкалов (ныне Оренбург). Службу проходил на Тихоокеанском флоте, в том числе во 2 бригаде подводных лодок Тихоокеанского флота. В августе 1945 года краснофлотец Рукавицин Михаил Петрович служил электриком подводной лодки Л-19 2 дивизиона подводных лодок 1 бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. Подводная лодка Л-19 типа «Ленинец» серии XIII была заложена 26 декабря 1935 года в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), а затем секциями перевезена во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где производилась ее сборка, 26 мая 1938 года спущена на воду, 4 ноября 1939 года вступила в строй, на корабле был поднят Военно-Морской Флаг. Подводная лодка Л-19 вошла в состав 44 дивизиона подводных лодок IV бригады подводных лодок (6 Морская бригада) Тихоокеанского флота с базированием на бухту Золотой Рог порта Владивосток. После реорганизации подводных сил Тихоокеанского флота в апреле - мае 1941 года, подводная Л-19 была зачислена в состав 5 дивизиона подводных лодок 2 бригады подводных лодок Тихоокеанского флота с базированием на бухту Малый Улисс порта Владивосток. В 1942 - 1944 годах экипаж корабля занимался боевой подготовкой, отработкой задач в море, совершенствовал способы атаки кораблей противника. В ходе боевой подготовки, находясь на позициях, подводная лодка вскрывала направления и характер японских коммуникаций в северной части Японского моря, приобрела практический опыт для возможных действий на коммуникациях противника. Во время Великой Отечественной войны Тихоокеанский флот стал источником, откуда черпались резервы для пополнения действующих флотов. По приказанию Народного комиссара ВМФ СССР 17 февраля 1944 года экипаж подводной лодки Л-19 выехал на Северный флот на подводную лодку Л-20. Убывая, экипаж привел в образцовое состояние отсеки, оружие и боевые посты, каждый оставил будущему сменщику записку с подробными указаниями особенностей механизмов, боевых постов, приборов, местонахождения ЗИП и другие товарищеские рекомендации, которые бы помогли личному составу быстрей освоить корабль. К маю 1944 года был сформирован новый экипаж под командованием капитан-лейтенанта Кононенко Анатолия Степановича. Своей напряженной плодотворной работой новый командир корабля добился успешного выполнения всех стоявших перед экипажем задач. Команда решила: закончить предстоящий ремонт досрочно, в краткий срок повторить и сдать курсовые задачи, подготовиться к осенним стрельбам и удержать первое место, занятое прежним экипажем. Командир БЧ-3 старший лейтенант А.М. Стаханов выдвинул свое, подхваченное всей бригадой, стахановское движение за овладение высотами мастерства, отличное знание техники и оружия. ПЛ досрочно закончила ремонт и завоевала первое место по торпедным стрельбам. За достигнутые хорошие результаты в выполнении задач боевой подготовки в 1944 году приказом Народного комиссара ВМФ СССР N 559 от 14 декабря 1944 года лодке присужден переходящий приз "Бюст Маршала Советского Союза Ворошилова К.Е.". Командир подводной лодки капитан-лейтенант Кононенко Анатолий Степанович 3 ноября 1944 года награжден медалью «За боевые заслуги». В мае 1945 года подводная лодка Л-19 вошла в состав 2 дивизиона подводных лодок 1 бригады подводных лодок Тихоокеанского флота с базированием на бухту Улисс порта Владивосток. Электрик краснофлотец Рукавицин Михаил Петрович много работал над освоением своей воинской профессии, являлся специалистом 3 класса. Вверенную ему материальную часть он содержал в хорошем состоянии. 8 августа 1945 года Советское правительство объявило о вступлении Советского Союза в войну с Японией с 9 августа 1945 года. Советский Союз готовил войсковую операцию по высадке войск на японском острове Хоккайдо. Начало операции намечалось на 23 августа 1945 года. 19 августа войска 1 Дальневосточного фронта получили задачу: высадить войска в северную часть острова Хоккайдо. Флот должен был высадить войска в японском порту Румои на западном побережье Хоккайдо с рассветом 24 августа. Для разведки и прикрытия перевозок войск к японским берегам были направлены подводные лодки Л-12 и Л-19. Подводной лодке Л-19 под командованием капитана 3 ранга Кононенко Анатолия Степановича было приказано 19 августа 1945 года в 20.00 выйти из бухты Улисс (Владивосток) для следования в район порта Румои с задачами: • До 21.00 23 августа 1945 года – разведка северных подходов к порту Румои. Атака боевых кораблей в этом районе. • С 21.00 23 августа 1945 года – уничтожение кораблей противника и донесение о их появлении на позиции "А". Подводная лодка Л-19 2 дивизиона подводных лодок 1 бригады подводных лодок Тихоокеанского флота в 20.10 19 августа вышла из базы для следования на позицию у порта Румои, в 15.30 21 августа заняла позицию. Утром 22.08.1945 года от ПЛ Л-19 было получено донесение о том, что в южной части района ее пребывания мин не обнаружено, что дозорных кораблей там нет. В 21.30 22 августа командиром 1 бригады подводных лодок ТОФ было дано распоряжение об уходе из района, т.к. в тот район, на основании приказания Военного совета флота вышла из базы ПЛ С-52. РДО командира БПЛ гласила: "Перейти залив Анива, действовать на подходах к Отомари с задачей топить корабли противника. В проливе Лаперуза противник выставил мины, спешно эвакуирует Сахалин". В очередном донесении командир Л-19 сообщил, что "… потопил транспорт, второй повредил, он возвратился в порт Румои. Дозоров нет, обследовал весь район – мин нет". По уточненным данным разведки, оба транспорта, атакованные подводной лодкой Л-19, затонули. После того, как на ПЛ было передано приказание, запрещающее топить корабли, командир Л-19 запросил, как ему понимать свою задачу. Командир бригады ПЛ ответил: "Находиться Анива, ваша задача разведка. Получение подтвердить". В 05.50 23.08.1945 года командир Л-19 подтвердил получение РДО. В 15.22 23 августа 1945 года от командира Л-19 было получено донесение следующего содержания: "10.22. Атакован ПЛ противника. Уклонился. Начну форсирование пролива в 19.00". Это было последнее донесение Л-19. В дальнейшем ПЛ запрашивалась всеми видами связи, но она ответа не дала и в базу из боевого похода не возвратилась. Вероятными причинами гибели подводной лодки считаются подрыв на японских минных заграждениях при форсировании пролива Лаперуза, гибель в результате атаки неустановленной подводной лодки или столкновение в тумане с японским судном. Л-19 была последней подводной лодкой ВМФ СССР, погибшей во второй Мировой войне. На подводной лодке погиб весь экипаж - 64 человека, в том числе краснофлотец Рукавицин Михаил Петрович. Донесение о безвозвратных потерях 1 бригады подводных лодок Тихоокеанского флота № 0880 от 05.09.1945 года, лист 7. Весь экипаж подводной лодки Л-19 посмертно награжден орденами Отечественной войны I и II степени. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество электрик (специалист 3 класса) подводной лодки Л-19 краснофлотец Рукавицин Михаил Петрович заместителем командира 2 дивизиона подводных лодок 1 бригады подводных лодок Тихоокеанского флота капитаном 2 ранга М. Бренер 8 сентября 1945 года был представлен к ордену Отечественной войны II степени (ПОСМЕРТНО), которым награжден Приказом командующего Тихоокеанским флотом № 0556 от 26 сентября 1945 года. Память: Во Владивостоке, в бухте Улисс, стоит памятник героическому экипажу. Мемориал этот соорудили по инициативе ветеранов-подводников в 1960 году. Позднее (когда подлодки типа “Ленинец” вывели из боевого состава) рядом с обелиском установили ограждение боевой рубки субмарины Л-24 Памятник приобрел черты подводной лодки. Ежегодно в день гибели Л-19 у него собираются моряки и, преклонив колена, отдают воинские почести. Курсанты принимают тут присягу. Памятник называют “вечным кораблем”. По инициативе Клуба моряков-подводников Краснознаменного тихоокеанского флота ежегодно 23 августа отмечается День памяти подводной лодки Л-19. На мемориале «Боевая слава Тихоокеанского флота» в городе Владивостоке установлены памятные плиты с фамилиями членов экипажей подводных лодок ТОФ, погибших в 1941 – 1945 годах на Тихоокеанском и Северном флотах, в том числе и экипажа Л-19. Имена всех членов экипажа Л-19 выбиты на плитах Мемориала Славы на площади Победы в городе Южно-Сахалинске. В 2005 году Командующим Краснознаменным Тихоокеанским флотом был издан приказ "Об объявлении памятных мест героической гибели кораблей и судов Тихоокеанского флота". Впервые за 60 лет в нем официально объявлено место гибели и отдания почестей Л-19 (Пролив Лаперуза юго-восточнее скалы Камень Опасности – место гибели подводной лодки Л-19, погибшей в боевом походе в августе 1945 года) и проходящие корабли отдают дань памяти погибшим подводникам. В течение нескольких лет морской поисково-исследовательский центр Тихоокеанского флота проводил поисковые экспедиции с целью установления места и причин гибели Л-19. Экспедиции курировал Краснознамённый Тихоокеанский флот, а ведущую роль в её организации сыграл капитан научно-поисковой яхты «Искра», бывший подводник и известный исследователь тайн океана Владимир Карташов. Одним из организаторов и руководителей этой военно-патриотической экспедиции являлся капитан дальнего плавания и водолаз Борис Постовалов. В 2007 году в 20 милях западнее мыса Крильон в южной части острова Сахалин на глубине около 100 метров экспедицией найден подводный объект - предположительно подводная лодка Л-19. В 2007 году проведен международный морской поход памяти к берегам Сахалина с участием большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев» Тихоокеанского флота и американской плавбазы подводных лодок «Фрэнк Кэйбл». Проведена торжественная церемония памяти подводников – советской ПЛ Л-19 и американской ПЛ «Wahoo». Отец фронтовика Рукавицин Петр Ильич 1900 г.р.), мать Рукавицина П.Д. (1901 г.р.) во время Великой Отечественной войны проживали в городе Чкалов (ныне город Оренбург).