д. Русская Конопелька Суджанского района Курской области.
Дата призыва: 1940 г.
Место призыва: Суджанский РВК Курской области
Воинское звание: гвардии старшина 1 статьи
Воинская должность: пом.командира взвода отдельн.развед.роты 71 осбр
Родился в 1920 году в деревне Русская Конопелька Суджанского района Курской области. Русский. Кандидат в члены ВКП(б) с 1941 года. В РКВМФ призван в 1940 году Суджанским РВК Курской области. Служил на Тихоокеанском флоте. В ноябре 1941 года старшина 1 статьи Мануйлов Н.С. воевал помощником командира взвода отдельной разведывательной роты 71 отдельной стрелковой бригады.
Бригада формировалась с 22 октября по 22 ноября 1941 года во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны № 796 сс от 14 октября 1941 года на основании Приказа НКО СССР № 00105 от 14 октября 1941 года в районном центре Новосибирской области селе Мошково (Сибирский военный округ) из моряков Тихоокеанского флота, Краснознаменной Амурской военной флотилии, Ярославского флотского полуэкипажа и личного состава ВМУЗ, а также призванных из запаса сибиряков. Командиром бригады был назначен полковник Безверхов Яков Петрович, военкомом — полковой комиссар Боброва Евгений Васильевич, начальником штаба - майор Рябцев Иван Кузьмич.
27 ноября 1941 года 71 отдельная стрелковая бригада прибыла на станцию Загорск в район городов Дмитров—Яхрома Московской области и вошла в состав 1 ударной армии. При выгрузке из вагонов подразделения бригады попали под бомбежку. В это время фашистские моторизованные и танковые дивизии, обходя Москву с юга, подошли к Кашире и Серпухову. Особенно опасное положение создалось на правом фланге Западного фронта. Фашистская группа «Центр» овладела городами Истра, Клин, Солнечногорск. Соединения генерала Гота обошли с севера Истринское водохранилище. Выйдя на Ленинградское и Рогачевское шоссе, они устремились к Москве. В последних числах ноября враг ворвался на станцию Крюково Ленинградской железной дороги и в большое село Красная Поляна в 20 километрах от столицы. 27 ноября фашистские войска захватили старинный русский город Яхрому, подошли к Дмитрову. Они ставили своей задачей форсировать канал Москва — Волга и перерезать Северную железную дорогу, Ярославское шоссе, отрезать путь подходящим с востока резервам и атаковать Москву с тыла. Командование армии поставило бригаде задачу: в ночь на 1 декабря атаковать Ольгово, Языково и прилегающие пункты, овладеть ими и выйти в тыл войскам врага, находящимся в Яхроме, сковать как можно больше неприятельских сил и оказать помощь оперативной группе генерала Ф. Д. Захарова при выходе из окружения.
Выполняя приказ командования отбросить противника с восточного берега канала Москва — Волга, утром 1 декабря 1941 года без артподготовки 71 отдельная стрелковая бригада переправилась по льду через канал и завязала бой за укрепленное противником село Языково Дмитровского района Московской области. Первым в село ворвались второй батальон моряков-тихоокеанцев под командованием капитана А. Н. Голяко и разведчики во главе с лейтенантом А. П. Мышковым. Удар по Языкову был сокрушительный. Однако некоторой части вражеского гарнизона удалось вырваться из кольца. Тем не менее большинство солдат и офицеров вражеского гарнизона не вырвалось отсюда. 400 гитлеровцев нашли здесь свой конец.
На следующий день 1 и 3 стрелковые батальоны и подразделение лыжников взяли еще три деревни Дмитровского района: Гончарово, Борносово и Семенково. Только в первых боях батальона было подобрано 19 трупов фашистских офицеров, 50 - унтер-офицеров и до 200 - солдат, в качестве трофеев было взято 7 пушек, 2 танка, много пулеметов, минометов и другого оружия. Гитлеровцы так поспешно отступали, что не успели эвакуировать раненых. В Борносове они сожгли свой лазарет. На месте пожара было обнаружено около двух десятков обгоревших трупов. Подразделения бригады вплотную подошли к селу Ольгово с задачей взять его и отрезать гитлеровскому гарнизону в городе Яхроме путь к отступлению. Но командование противника, стремясь сорвать этот замысел и одновременно взять реванш за предыдущее поражение, подтянуло из резерва свежие силы и спешно ввело их в бой. Комбинированной атакой пехоты, танков, артиллерии и авиации фашисты рассчитывали вернуть утраченные позиции. Морские пехотинцы стойко и мужественно встретили врага. Артиллеристы, минометчики, истребители танков и стрелки дерзко и умело уничтожали наступавших гитлеровцев, их технику. Четверо суток без передышки вели бой моряки. На атаку эсэсовцев они отвечали решительной контратакой. Борносово и Гончарово трижды переходили из рук в руки, дело доходило до рукопашных схваток. Во время прорыва противника в районе деревни Языково всему наличному составу штаба, политотдела и тыла бригады во главе с комбригом полковником Безверховым Я.П. пришлось идти контратаку. Наконец 3 декабря 1941 года Языково было освобождено. Но гитлеровцы стремились удержать в своих руках инициативу. 5 декабря 1941 года, к вечеру, пехотный полк и 20 танков при поддержке авиации атаковали Языково и захватили его. 1 ударная армия готовилась перейти в общее наступление утром 6 декабря 1941 года. Поэтому в ночь на 6 декабря 71 отдельная стрелковая бригада дружной атакой снова выбила врага из Языкова. В ночном ближнем бою моряки действовали особенно успешно. Гитлеровцы оставили на поле боя 600 человек убитыми, 8 танков, 7 бронемашин и много другой боевой техники. Разгром противника в сильно укрепленном пункте Языкове стал первым значительным успехом 71 отдельной стрелковой бригады. Штаб армии требовал развить наступление на Бороносово, Ольгово, чтобы выйти в тыл вражеской группировки, находившейся в Яхроме. Противник упорно удерживал Бороносово, из которого уже можно было простреливать шоссе Яхрома — Ольгово. Только в четвертой атаке морякам удалось достичь деревни и сойтись с противником врукопашную. Герои-воины 71 отдельной стрелковой бригады, погибшие в боях за освобождение Языкова и Бороносова, похоронены здесь, в братских могилах. Якоря и цепи у обелисков связывают героев Московской битвы с моряками современного Советского Военно-Морского Флота.
7 - 15 декабря бригада преследовала разбитые вражеские войска и заняла деревни Андрейково, Храброво, Василево, село Тимоново Дмитровского района Московской области. Было уничтожено около полка немецко-фашистских войск, захвачены большие трофеи. Особенно ожесточенный бой был за село Тимоново. В этом бою бойцы, командиры и политработники бригады показали свои организованность и мужество.
10 декабря 1941 года по приказу начальника штаба 71 отдельной стрелковой бригады старшина 1 статьи Мануйлов Н.С., командуя группой разведчиков в количестве 20 человек, принимал участие в разведке на участке деревни Тимоново. Группа добыла точные сведения о противнике. По пути следования от деревни Семенково к селу Тимоново разведчиками было выявлено пулеметное гнездо противника из 2-х ручных пулеметов, 1 автоматчика и 9 - 10 немцев с винтовками, которое мешало продвижению 1 отдельного стрелкового батальона бригады. Атакой группы это гнездо было уничтожено, при этом были убиты 2 офицера и 3 солдата, а остальные в панике бежали. В качестве трофеев были взяты 2 пулемета, 3 автомата и 2 пистолета. Старшина 1 статьи Мануйлов лично уничтожил офицера и двух солдат противника. При атаке на село Тимоново взвод разведчико под командованием старшины 1 статьи Мануйлова Н.С. действовал как стрелковое подразделение и своим мужеством и отвагой увлекал вперед бойцов соседней роты.
Более пятидесяти бойцов и командиров бригады остались лежать навечно в братской могиле в селе Тимоново. Там сейчас стоит памятник погибшим воинам. После освобождения Тимонова части бригады сосредоточились севернее города Солнечногорска. 11 декабря 1941 года они перехватили шоссейную и железную дороги на Ленинград и вместе с 55 отдельной стрелковой бригадой содействовали войскам 20 армии в освобождении от немецко-фашистских захватчиков города Солнечногорска.
Во всех боях старшина 1 статьи Мануйлов Н.С. - преданный сын советской Родины - проявлял мужество и отвагу, своим примером увлекал за собой остальных бойцов, в разведку шел всегда добровольно, с горячим желанием достать "языка" или уничтожить как можно больше фашистских бандитов.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество помощник командира взвода старшина 1 статьи Мануйлов Николай Севастьянович командиром отдельной разведывательной роты 71 отдельной стрелковой бригады 1 ударной армии лейтенантом Файфманом 12 декабря 1941 года был представлен к ордену Красного Знамени, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом командующего Западным фронтом № 012 от 8 января 1941 года.