АО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“ имени Ф. Э. Дзержинского» — советская и российская корпорация, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов.
11 сентября 1941 г. Совет народных комиссаров СССР перевел Уральский вагоностроительный завод в ведение учрежденного несколькими часами ранее наркомата танковой промышленности. На следующий день, 12 сентября, Государственный комитет обороны принял постановление об эвакуации на площадку УВЗ харьковского танкового завода №183. Так, с объединения двух предприятий, началась история крупнейшего танкового комбината нашей страны. Процесс слияния предприятий начался с назначения директора завода №183 Ю.Е. Максарева одновременно еще и директором УВЗ. А завершился он 10 июля 1942 г. утверждением «Устава государственного союзного завода №183 им. Коминтерна», расположенного в Нижнем Тагиле.
В течение нескольких месяцев в его состав передали (полностью или частично) коллективы и оборудование более десятка предприятий со всей страны. Еще до появления Наркомтанкопрома на УВЗ эвакуировали Бежицкий сталелитейный завод. Затем, вслед за заводом №183, в Нижний Тагил отправились специалисты Мариупольского металлургического завода, организовавшие броневое производство. Работники Московского станкостроительного завода взяли на себя механическую обработку и сборку фрикционов, узлов подвести, опорных катков и ведущих колес. Сталеплавильщики московского завода «Станколит» и Харьковского тракторного завода организовали производство массового фасонного литья, прежде всего танковых траков. Танковыми радиаторами и прочими деталями из меди и алюминия занялись работники Кольчугинского завода цветных металлов. Инженеры и рабочие запорожского завода «Коммунар» создали цех бронекорпусов «летающих танков» Ил-2 и броневых деталей для других самолетов. Последними, летом 1942 г., в Нижний Тагил из Сталинграда прибыли группы танкостроителей тракторного завода и броневиков завода №264.
В отладке технологий и решении научно-технических проблем тагильского танкового гиганта принимали участие ученые киевского Института электросварки АН УССР, Харьковского института металлов, главного броневого института НИИ-48, Государственной союзной лаборатория режущих инструментов и электросварки имени Игнатьева, Экспериментального научного института металлорежущих станков «ЭНИМС», Московского высшего технического училища им. Баумана, Московского станкоинструментального института, и многих других учреждений. Такой концентрации научных сил отечественная промышленность ранее не знала.
До конца войны завод №183 выпустил в Нижнем Тагиле 25 266 танков Т-34. С его конвейеров сошла каждая вторая «тридцатьчетвернка», принявшая участие в боевых действиях. Кроме того, завод производил бронекорпуса для самолётов Ил-2, авиабомбы, артиллерийские передки и зарядные ящики. В 1943 г. завод №183 сыграл исключительную роль в создании Уральского добровольческого танкового корпуса, для которого произвел 145 танков - из 200 необходимых для комплектования корпуса. Добровольцами в составе корпуса на фронт ушли 185 заводчан. Всего же в сражениях Отечественной войны приняли участие более шести тысяч рабочих, из них 3111 человек погибло.
26 мая 1945 года Указом Президиума Верховного совета СССРв ознаменование заслуг предприятия ему было присвоено официальное наименование «Уральский танковый завод №183 имени И. В. Сталина». А на гражданской продукции, прежде всего на вагонах, после войны вновь стало использоваться известное всему миру имя – «Уралвагонзавод».
Сегодня НПК Уралвагонзавод вместе с другими производственными предприятиями, конструкторскими бюро и научно-исследовательскими институтами входит в одноименный Концерн.
Проект «Лица Победы» собрал для ознакомления семейные истории работников завода.