
Виноградов
Василий Васильевич
1917 г. - …
Василий Виноградов еще до войны, в 1937 году поступил учиться в Государственный университет г. Ростова на Дону. В стенах этого ВУЗа он встретил войну. В сентябре 1941 года, после окончания университета, Виноградова призвали в Красную Армию и направили учиться в Московскую Военную академию химической защиты на третий курс.
"Когда мы ехали поездом в Москву, - вспоминает Виноградов, - на наш состав налетел фашистский самолет и обстрелял вагоны из пулемета и пушки. Мы понесли потери. Я впервые увидел жертвы войны и почувствовал на себе, что такое война.
Прибыв в Москву, мы усиленно занимались. Но кроме учебы, нам приходилось часто дежурить ночью на крышах домов и тушить "зажигалки" - термитные зажигательные бомбы, которые сбрасывали прорвавшиеся к Москве немецкие бомбардировщики.
В ноябре 1941 года, когда немецко-фашистские войска вышли на ближние подступы к Москве, Академия химзащиты была эвакуирована в Горьковскую область и разместилась в Гороховецких лагерях. Мы сами стали строить себе землянки. Но не долго мы пробыли здесь. В феврале 1942 года весь личный состав академии был вывезен в г. Самарканд."
Там Виноградов закончил учебу и ему было присвоено звание лейтенанта. Для прохождения службы он был направлен в Забайкальский военный округ и назначен помощником начальника хим. службы 36-й мотострелковой дивизии, которая дислоцировалась в Улан-Цирике Монгольской народной республики. Прослужив в дивизии год, в 1943 году он был переведен на ту же должность в 25-ю механизированную бригаду, которая дислоцировалась на границе Монголии и Маньчжурии.
Когда началась война с империалистической Японией, бригада приняла участие в боевых действиях на Забайкальском фронте против Квантунской армии. Бригада входила в конно-механизированную группу генерала Плиева.
Японское командование создало на границе МНР и Китая мощные укрепленные районы, в которых было много долговременных огневых сооружений. Поэтому сложны и трудны были задачи, которые предстояло решить войскам фронта, в том числе и бригаде, в которой служил Виноградов. 8 августа 1945 года войска фронта заняли исходные позиции для наступления.
"В ночь на 9 мая, - рассказывает Виноградов, - всему личному составу были зачитаны Заявление Советского правительства о вступлении СССР в войну с фашистской Японией, обращение военного совета и приказ о наступлении фронта. Пошел проливной дождь. Все ожидали сигнала. А когда наступил час атаки, батальоны нашей бригады двинулись на территорию противника.
Главные силы фронта продвигались в направлении Большого Хингана, а группа генерала Плиева, куда входила 25-я мехбригада, наступала правее, преодолевая пустыню Гоби. Продвижение наше хотя и было быстрым, но далеко не легким. Кроме сопротивления вражеских войск, которое вначале не было слишком ожесточенным, большие трудности вызывались местными условиями. Сильные дожди превратили небольшие ручьи в бурные реки. Вода затопила долины, размыла дороги. Но несмотря на все препятствия, наступление шло безостановочно.
Бригада успешно продвигалась на долоннорском направлении.
К 14 августа группа Плиева сумела разгромить марионеточные войска Внутренней Монголии князя Де Вана. Бригада двигалась днем и ночью, проходили мы по 100 километров в сутки. 14 августа был взят г. Долоннор. Выйдя на равнину, мы начали преследовать противника в южном направлении 17 августа был взят г. Чжанбей, а 19 августа - г. Чэндэ (северо-восточнее Пекина). Остатки Квантунской армии были практически изолированы от оккупационных войск, находящихся в Северном и Центральном Китае. С 19 августа началось массовое пленение войск японской армии.
В войне с Японией коварное химическое оружие не применялось. Но из моей памяти не выходит один случай, происшедший в г. Чэндэ. В крепости этого города, в которой размещалась наша 25-я мехбригада, был небольшой пруд. Ниже пруда и крепости располагался штаб группы генерала Плиева. Два наших солдата нашли несколько японских гранат (оказавшиеся заряженными слезоточивым газом), поздно вечером вышли к пруду и бросили туда эти гранаты с целью оглушить рыбу. Но вместо взрыва, появилось облако, которое стало перемешаться в сторону расположения штаба группы Плиева. Из-за отсутствия противогазов у штабных работников поднялась паника. Жертв не было, но урок был хороший. Все штабные работники поняли, что такое химическое оружие."
Старший лейтенант Виноградов после войны с Японией еще год служил на Дальнем Востоке. В начале 1946 года он был демобилизован из армии.
Возвратившись в Москву, Василий Васильевич стал работать по своей специальности геологом в Московском геологическом управлении Министерства геологии СССР. Занимался он разведкой цементного сырья и других строительных материалов, дважды выезжал в длительные загранкомандировки в Албанию и Йеменскую Арабскую республику. В 1972 году Виноградов ушел на пенсию по выслуге лет.
В 1979 году пришел трудиться в НИЦЭВТ такелажником административно-хозяйственного отдела.
Источник - АО "НИЦЭВТ" (Госкорпорация Ростех)